Отражающих сходное эмоциональное состояние

Основные параметры Основное настроение Литературные определения Названия произведений
Быстрая минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная Ф. Шопен. Этюды №№ 12, 23, 24; А. Скрябин. Этюд №6 соч. 8; П. Чайковский. Увертюра «Буря»; Р. Шуман. «Порыв»; Л. Бетховен. Сонаты №№ 14, 23 (финалы)
Быстрая мажорная Радость Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Д. Шостакович. Праздничная увертюра; Ф. Лист. Венгерские рапсодии №№ 6, 10, 11, 12 (финалы); В. Моцарт. Маленькая ночная Серенада (части I и IV); Л. Бетховен. Симфонии №№ 5, 6, 9 (финалы)
Медленная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная А. Бородин. Ноктюрн из Струнного квартета; Ф. Шопен. Ноктюрны фа-мажор и ре-можер (крайние части); Ф. Шуберт. «Аве Мария»; К. Сен – Санс. «Лебедь»; С. Рахманинов. Концерт № 2 (начало части II)
Медленная минорная Печаль Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная П. Чайковский. Пятая симфония (начало), Шестая симфония (финал), Э. Григ. Смерть Озе, Жалоба Ингрид из сюиты «Пер-Гюнт»; Ф. Шопен. Прелюдия до-минор, Марш из Сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К.Глюк. «Мелодия»

Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно ре гулировать по силе и времени звучания. Максималь ная громкость звучания не должна превышать уров ня 30 дБ, а общая продолжительность звучания – от 15 до 30 минут.

Музыкальные программы по характеру произведе ний должны четко соотноситься с возрастными, пси хологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, спо собствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.

В музыкальном сопровождении тренинговых заня тий не рекомендуется использовать модные шлягеры, широко известные и популярные классические произ ведения, так как в этом случае музыка может ассоци ироваться с какими-то личностно значимыми событи ями и отвлекать от выполнения упражнений.

6. Светоцветовое оформление кабинета.

При организации кабинета педагога-психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.

Освещение. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Рекомендуется комбинированное освещение, как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию на пряжения.



Цветовой климат.Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать на диалог и доверительное общение. Поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии.

По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).

Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).

Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды: желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета чего-то тяжелого.

Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Белый цвет хорошо применим, когда выступает фоном для других цветов.



При организации кабинета педагога-психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Отрицательные эмоции и нежелание, их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачный цвет; окрашенные в веселые цвета – повышают настроение.

Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум.

Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями. Резкий шум будет восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста: в раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, причем девочкам главным образом нравится розовый. В возрасте 9-11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом вначале оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным для большинства взрослых. Такая смена цветов совпадает с процессами общего развития, с возникающей склонностью к более глубоким цветам.

Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные, таким же образом, стены производят неприятное впечатление. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.

В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека.


otrazhayushih-shodnoe-emocionalnoe-sostoyanie.html
otrazhenie-detsko-roditelskih-otnoshenij-i-osnovnih-problem-semejnoj-zhizni-na-lichnosti-rebenka.html
    PR.RU™