Отрицался ни одним направлением. Но так как границы пластич-

Ности и гибкости нервной системы понимались по-разному, то и

Наибольшие расхождения были в оценке методов обучения и вос-

Питания, предлагаемых психологами разных направлений.

Благодаря многочисленным исследованиям, проводимым в то

Время, были заложены основы перехода от констатации роли раз-

Личных факторов к поиску механизмов их влияния на психическое

Развитие. Впервые о новом понимании среды и механизмах ее

Влияния на психику заговорил М.Я.Басов, а Л.С.Выготский в

Своей культурно-исторической теории открыл собственно психоло-

Гический механизм влияния социальной среды на развитие высших

Психических функций.

В работах ≪Методика психологических наблюдений над детьми≫

(1926), ≪Общие основы педологии≫ (1931) М.Я.Басов (1892-1931)

Развивал идеи своего учителя Лазурского о роли естественного

Эксперимента как ведущего при исследовании психики детей.

Большое внимание Басов уделял популяризации педологии и вве-

Дению в педагогическую практику метода наблюдения; он разра-

Ботал схемы наблюдений, а также методику анализа полученных

При наблюдении и естественном эксперименте эмпирических дан-

Ных. Доказывая, что научная психология должна опираться на

Объективное, внешнее наблюдение, Басов писал, что это единствен-

ный метод, ≪который может быть применен ко всем формам раз-

вития психических функций≫. Если большое значение наблюдения

Связано, прежде всего, с широкими возможностями его использо-

Вания, то значительную роль естественного эксперимента Басов

Объяснял возможностью сохранения естественных связей со средой,

Что практически исключено в лабораторном эксперименте. Поэто-

Му при исследовании социокультурной среды, определяющей пси-

Хическое развитие человека, естественный эксперимент важнее, чем

лабораторный, писал Басов, подчеркивая, что ≪разработка этой

Методики является одной из самых важных и насущных задач со-

временной психологии≫.

Говоря о предмете психологического исследования, Басов вы-

Двинул совершенно новый подход к взаимодействию человека со

Средой. Главное положение теории Басова - идея о том, что человек

Есть активный деятель в объективной, закономерно организован-

Ной среде. Таким образом, он впервые показал, что активность че-



Ловека проявляется не только в приспособлении к среде, но и в ее

Изменении, а сама среда не аморфная масса, а определенным об-

Разом структурированная ситуация. Из этого положения Басов

Делал важный вывод о том, что психическое и физическое разви-

Тие - это два разных процесса, которые подчиняются разным зако-

Нам. Развитие организма определяется механизмом, биологически

Фиксированном в нем самом, поэтому, хотя среда и влияет в опре-

Деленной мере на этот процесс, источник закономерностей лежит

Не в ней, а в самом организме. В то же время развитие человека

Как деятеля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего

Социума и, в зависимости от условий, может идти по-разному,

Принимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на

Друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что

Человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем ак-

Тивного ее познания. Поэтому возможности психического развития

Человека практически не ограничены. Однако, так как психика не

Может развиваться вне какого-то организма, то естественно, что

Развитие психики биологически ограничено во времени (время

жизни человека) и содержании, так как каждый человек может

Иметь определенные, только ему свойственные качества. Под этим

Ограничением Басов имел в виду прежде всего способности челове-

Ка, а также его отклонения и дефекты; он говорил, что слепой чело-

Век не может быть художником, а человек с низкими способностя-

Ми к точным наукам - математиком.

Одним из первых видов деятельности, на котором был опробо-

Ван новый подход, была ритмика, которой Басов придавал боль-

Шое значение в развитии структурированности и организованности



Деятельности. В дальнейшем свою схему наблюдения и естествен-

Ного эксперимента Басов и его сотрудники (Е.О.Зейлигер, М.А.Ле-

Вина и другие) применяли и для исследования других форм дея-

тельности (игры, производительного труда, бытовых навыков),

Расширяя и уточняя ее. Это позволило дать генетический обзор


otrivok-iz-seksualnoj-avtobiografii-alini.html
otrivok-iz-teksta-deklaracii-i-konstitucii-sssr-1924-g-i-kommentarij-yurista-professora-p-gronskogo-1924.html
    PR.RU™